СЛОВА НА ЕВАНГЕЛИЕ И АПОСТОЛ


СРЕТЕНИЕ
(ЛК 2:22-40)
Встреча в Иерусалимском храме. Два пророка - Симеон и Анна - встретили Христа. Кого они перед собой увидели? Не Того, Кто со властью учил народ в Нагорной проповеди, исцелил слепых, прокаженных, изгнал легион бесов. Они увидели грудного Младенца. Тем не менее они исповедали, что перед ними - Владыка жизни. Именно у Младенца старец Симеон просил завершения своей долгой жизни, которую он провел в ожидании Христа. Пророчица Анна ожидала утешения для народа Божия и видела это утешение в Младенце.
После Второго пришествия нам предстоит встреча со Всеславным Христом. Некоторые, такие как святитель Филипп Московский, пережили эту встречу при жизни. Конечно, такие встречи редки,однако мы часто встречаем Христа . Но встречаем в еще более смиренном виде, чем Его увидели Богоприимец и Пророчица. В Святых Тайнах мы встречаемся с Христом. Господь предстает перед нами в Святых Дарах: освященном Хлебе и Вине: крайнее смирение, и однако одновременно с запредельным уничижением здесь присутствует Божественное величие.
Когда человек созерцает Святые Дары, он видит крайнее уничижение Сына Божия. И только глаза, которыми смотрят на Христа Симеон, Анна, - глаза веры могут усмотреть в уничижении величие Бога, ставшего Человеком, - настолько доступным, что Он дает Себя в снедь нам, и мы принимаем Его внутрь. Он вселяется, живет и действует в нас. Если эту встречу с Христом пропустить, мы пройдем мимо Христа.
Вот какое событие мы празднуем, очень важное не только для тех людей, но и для нас. Сретение Господне - участь не только Симеона и Анны. Это участь всякого православного, потому что нам Господь идет навстречу. Идет в таком облике, в котором Его трудно узнать. Да поможет нам Христос узнать Его в самом смиренном, казалось бы, неузнаваемом виде, потому что встреча с Господом - главная встреча для человека.

ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ
(ФЛП 3:8-19)
Апостол Павел утверждает, что Ветхий Завет по сравнению с Новым не имеет славы несмотря на то, что оба Завета происходят от Единого Бога. Это он пишет иудеям I века, которые приняли Новый Завет, отчасти продолжая жить Ветхим. Но это имеет отношение и к ним, и к нам. Протоиерей Димитрий Смирнов свидетельствует: среди православных есть язычники, есть ветхозаветные люди и даже, что удивительно, люди новозаветные. Первым делом хочется отвергнуть эти слова - батюшка погорячился. Но слова его представляются не такими уж несправедливыми, если задаться вопросами: что такое язычество, что такое Ветхий и Новый Завет?
Язычник вступает с божеством в отношения купли-продажи, богу от язычника что-то надо, и язычнику что-то нужно от бога - услуга за услугу. Подобные отношения господствуют в православной среде. В храм часто приходят, желая получить исцеление, в полной уверенности, что поставят свечу, закажут молебен (заплатят Богу), и Он исцелит их.
Другой уровень сознания - ветхозаветный. Ветхозаветный человек знал, что Бог один, у Него есть все, Ему ничего не надо. А что нужно ветхозаветному человеку от Бога? Самые простые вещи: безопасность, здоровье, достаток и долголетие. Так и формулируются заповеди - чти отца и мать, и долго проживешь. И мы точно так же ожидаем от Бога бытовых благ. Это в нас говорит ветхозаветное сознание. Оно поднимается над языческим сознанием.
Но мы поднимемся еще выше, если примем заповеди новозаветные, заповеди блаженства: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Насытятся чего? Правды, то есть праведности. Тут говорится о людях, жаждущих святости. Не просто подольше пожить, не просто получить услугу за услугу. Они ищут высокой Божьей жизни, им надоела греховная мелочная жизнь...
С утверждением отца Димитрия приходится согласиться. Среди нас, православных, есть и язычники, и ветхозаветные, и новозаветные люди. И можно добавить: стоит заглянуть в себя, увидишь в себе островки новозаветного сознания, континенты - ветхозаветного, и океаны - языческого.
Апостольское сопоставление Ветхого и Нового Заветов адресовано не только древним иудеям-христианам, но и современной Церкви. Поэтому оно и звучит здесь и сейчас. Да поможет нам Господь возрастать от ступени к ступени, изживать в себе языческое и ветхое сознание, подниматься по лестнице восхождения к Богу, заключившему с нами Новый Завет.

ВЕРА И ДЕЛА
(РИМ 3:28-4:3)
Апостол Павел говорит о том, что не дела, не исполнение заповедей спасают. Человека спасает вера во Христа. Это вызывало много недоумений. Сколько было споров между католиками и протестантами о том, что спасает: дела или вера? И та и другая точки зрения сильно отличаются от православной позиции, восходящей к Апостолам и святым Отцам. Что же все-таки важнее - дела или вера? Что важнее, внешнее благочестие или внутреннее?
В Древнем патерике приводится вопрос: что важнее - внешнее делание или внутреннее? И авва Агафон на него отвечает: человек подобен дереву, листья - внешнее благочестие, а плод - внутреннее благочестие. Внешнее благочестие состоит в поклонах, пищевом воздержании, ночном бдении. Внутреннее благочестие - это страх Божий, хранение сердца от дурных помыслов. Первое - листья, второе - плод. Если на дереве оборвать все листья, принесет ли оно плод? Нет. А если плодовое дерево богато листьями, но нет на нем плода, какой смысл в таком дереве?
Действительно, наше внешнее и внутреннее благочестие сопряжены неразрывными нитями. Одно следует делать и другого не оставлять, как говорит Сам Господь. Да поможет Он, давший нам эту заповедь, исполнить ее.

ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ
(МК 4:24-34)
Господь Иисус Христос объясняет в притчах, что такое Его Царствие. Сегодня мы читали некоторые из притч. Первая притча сравнивает Царствие Божие с сельской жизнью. Сеется зерно, появляется росток, потом колос начинает вызревать. И селянин не знает, что при этом происходит, какие биологические процессы идут. Ему и не надо этого знать. Ему надо знать - когда сжать зерно, как его хранить.
Царствие Небесное всевает в наши души Бог маленькими зернышками. И как оно растет, мы не понимаем. Но мы должны понимать, какие условия для его роста надо создать. Элементарно - дать время для роста. После сева проходят месяцы, прежде чем урожай вызреет. Точно так же в духовной жизни нужно время. Поэтому в Православии трехчасовые службы, сорокадневные посты.
Неужели нельзя покороче? Можно. Но тогда не вызреет в людях то, что вызревает медленно. Зерна Царствия Божия растит в нас Бог. Но хорошо в себе эти зерна примечать и заботиться о них. Как? Митрополит Сурожский Антоний говорит: если какие-то строки из Евангелия пробивают сердце верующего, и он всей душой согласен с Христом на этих нескольких строчках, то такие строки стоит замечать, здесь он - Божий. Не так много строчек может оказаться. Но они-то и есть те самые зерна, которые Господь посеял. И они попали в нас на плодородную почву.
Они дальше могут умножаться, если мы будем проводить над ними время, будем уделять этому внимание. Да поможет нам Господь сохранить и приумножить зерна, которые Он всевает, чтобы Царствие Небесное открылось в нас.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
(МФ 17:1-9)
Господь преобразился перед учениками. Святитель Григорий Палама говорит, что разную меру Света видели Апостолы: одна мера была на лике Христа, другая исходила от Его одежд, третья - в облаке. Разная мера Света - это разная мера благодати, которую воспринимали Апостолы в Преображении. Люди, которые стремятся к Богу, принимают благодать на благодать (Ин 1:16), переходят от меньшей меры благодати - к большей.
Бывает, приобрел человек некоторый религиозный опыт и считает, что этого достаточно. Например, такой человек может однажды почувствовать присутствие Божие и на этом успокоиться, говоря, что Бог у него в душе (то есть в кармане), и в храм ему ходить на надо. Значит, такой человек еще не полюбил Бога. Разве скопидом скажет: у меня дома денег хватает, они мне больше не нужны, я никуда за ними не пойду. Сребролюбец стремится без конца преумножать капитал.
А боголюбец горит любовью к Богу и не останавливается на опыте богообщения, который он когда-то пережил. Этот опыт представляется ему недостаточно всепоглощающим. Такой человек стремится ближе общаться с Богом. Его не удовлетворяет просто молитва дома. Он стремится в храм, потому что совместная молитва на вечерней службе - это особая благодать, большая благодать, чем молитва в одиночку. В храме он узнает, что утром совершается Таинство причастия Христу Богу. Это величайшая благодать, несравненно большая, чем благодать совместной молитвы, не говоря уже о молитве единоличной. Так человек принимает благодать на благодать, возрастает в благодати.
В Преображении разная мера благодати дается ученикам. Важно увидеть в церковной жизни эту лестницу Божественных восхождений - от благодати к благодати, от меньшего к большему. Еще важнее с Божьей помощью по этой лестнице продвигаться для вечного теснейшего общения с Богом.

БОГОЯВЛЕНИЕ
(МФ 3:13-17)
Святые дни Богоявления. Господь открыл Себя как Бог Троица. Это великое Откровение внутренней, таинственной, сокровенной жизни Божества - самое настоящее чудо. Чудесным образом его впитала Церковь. Вроде бы вера в троичность Бога могла в порошок стереть единобожие, которое с таким трудом насаждалось. Однако единобожие (вера в то, что истинный Бог один) Откровением Троицы было укреплено, а не подорвано. Это - потрясающий факт.
Учение о Троице основано не на человеческой интуиции или рассуждении, а на Богоявлении. В истории Церкви уже после окончания споров о троичности Бога был незначительный эпизод. В Александрии VI века появилась небольшая группка еретиков-трибожников (они считали Троицу тремя богами). Эта ересь известна только специалистам, она не внесла в Церковь заметного соблазна, как было с арианством, монофизитством и другими известными ересями.
Ветхозаветный человек не мог принять Откровения о Троице, оно подтолкнуло бы его к язычеству. Но наступил такой момент в истории, когда это Откровение прозвучало и ни к какому язычеству народ Божий не скатился. Христианство так и остается строгой верой в единого Бога. Более строгой, чем иные религии и секты, признающие единобожие и отвергающие по этой причине Троицу, которые имеют о Боге язычески грубые представления (бог телесен, рождает, а не творит мир и т. д.). Эти религии и секты нельзя заподозрить в каком-то возвышенном почитании единого Бога.
Откровение о Троице душеполезно - не дает нам посчитать Бога безличным существом. Бог - личностный, и общение с Богом не безличное (медитация), а личностное (молитва). Наступило время, когда Господь счел нужным дать такое великое Откровение. И это Откровение чудесным образом нисколько не повредило отношениям Бога и человека, но упрочило и углубило их.
Порой нам кажется, что Господь допускает в нашу жизнь нечто разрушительное. Но если мы сумеем это принять от Него как Откровение, то мы получим твердую почву под ногами, и жизнь наша будет крепче и светлее. Так это получилось с Откровением Троицы. Вроде бы это Откровение должно было обнулить результаты откровения ветхозаветной эпохи, уничтожить единобожие. На деле оно явилось укреплением единобожия и новой ступенью религиозного сознания. Откровение Божие нужно нам не для сведения, а для спасения. Всякое Его Откровение - созидает, а не разрушает души, слава Богу за это!