Введение Пресвятой Богородицы во храм
21 ноября(4 декабря)
 
Введение Пресвятой Богородицы во храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее".

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

На иконе "Введение Богородицы" изображается Дева Мария, ее родители, отдающие дочь в руки старцу Захарии, сопровождают Марию юные девы с горящими свечами. Иногда за фигурой первосвященника изображены открытые врата в Святая святых Иерусалимского храма, где архангел Гавриил, "Ей от детства служитель и в Святая святых питатель" подлетает с хлебом небесным. Действие на иконе развернуто по времени, Богородица изображена дважды: и пред ступенями храма, и в храме. Иногда в композицию иконы в верхней ее части вводят пурпурный велум, покров Божий, перекинутый между строениями или строением и деревом и символизирующий с одной стороны благословение происходящих событий, а с другой - происхождение изображаемых событий в интерьере Храма.

 

Величание Введению во храм Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дево,
Богоизбранная Отроковице,
и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы
Днесь благоволения Божия предображение,
и человеков спасения проповедание,
в храме Божий ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся смотрения Зиждителева исполнение.


Тропарь предпразднству

Радость предобручает всем Анна ныне,
печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,
Юже и приводит, молитвы исполняющи,
днесь веселящися, в храм Господень,
яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.