ХРАМ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ В ГОЛЬЯНОВО
Rambler's Top100
СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Утреня Великого Вторника также начинается пением тропаря "Се, Жених грядет в полунощи". В основе его лежит притча о десяти девах (Мф 25:1-13); воспоминанию о ней и посвящено богослужение Великого Вторника. В Великий Понедельник на Утрени был как бы лишь отдаленный клик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется в последующих песнопениях и в Евангельском чтении о десяти девах. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха. "Жениха, братие, возлюбим, - поется в седальне на Утрени, - свещи своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки, Жених бо дары, яко Бог всем подает нетленный венец" (ТП. Л. 405). Богослужебные тексты утверждают чрезвычайно важную истину: отсутствие милосердия сводит на нет все прочие добродетели, какими бы они ни были (синаксарь Великого Вторника): "Иже бо дело единое и пребольшее убо яве делает, о других же небрежет, паче же о милостыни, не входит со Христом в вечное упокоение, но возвращается вспять посрамлен. Ничтоже бо печальнейше, и срама исполненнейше, якоже девство, побеждаемое имением"[22] (ТП. Л. 407). Напоминание об этом слышится еще и еще раз… "Приидите, вернии, делаим усердно Владыце: <...> ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает. Да приобщается же словом верный тайны ненаученному, и да расточает богатство убогим другий: сице бо заимованное многоусугубим, и яко строителие вернии благодати, Владычния радости сподобимся"[23] (ТП. Л. 408). Богатство, которым мы владеем, и которым призваны приобретать Царство Небесное, на самом деле не наше! Тем более его необходимо употреблять на дела добрые. Поэтому в Евангельском повествовании нам предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном суде (Мф 25:14-46). "Егда приидеши во славе со ангельскими силами, и сядеши на престоле, Иисусе, разсуждения, да мя, Пастырю Благий, не разлучиши <...> да не убо с козлищи грубаго мя грехом погубиши, но десным мя сочетав овцам, спаси яко Человеколюбец"[24] (ТП. Л. 408).

Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит "седьмого дня буря", - кончина мира и Страшный Суд. Отдаленные и как бы предостерегавшие нас голоса в Трипеснце и Евангельском чтении Великого Понедельника, в богослужении Великого Вторника звучат уже сильно и грозно и, словно стражи в нощи, перекликаются между собою вечерние и утренние Трипеснцы. Вновь раздается песнь о Чертоге и вновь смятенная душа скорбит о нечистоте своей и в тайниках своих вопиет: "Се тебе талант Владыка вверяет, душа моя, со страхом приими дар, заимствуй Давшему, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его, егда приидет во славе и услышишь блаженный глас: Вниди, рабе, в радость Господа своего"[25] (ТП. Л. 408). Душа - неплодная смоковница, душа - злой виноградарь, душа - дева неразумная, душа - лукавый и ленивый раб, сокрушаясь и трепеща, предстоит ныне пред своим Божественным Судией, созерцая свои дела и лютые помышления. "Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой", взывает стих прокимна и сладостным утешением звучит ответный глас: "Яко у Господа милость и многое у Него избавление"[26] .

А пока длится наше покаянное стояние пред вечным Судией и Господом, пока текут исторические события на земле, - собирается совет книжников и фарисеев на Иисуса и подвигают на предательство Иуду, - вновь проносится пророческое слово Иезекииля: огненное видение Престола и Славы Господней окрест его. Но от грозного видения замирных судеб Господь призывает нас к тому, что должно сейчас свершиться на земле, и кончает описание Страшного суда словами, предсказывающими Свою скорую смерть: Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие(Мф 26:2). На вечерне повторяются утренние стихиры и продолжается чтение Исхода, повествующее о рождении Моисея, выведшего ветхозаветный Израиль из Египта - юдоли греха - и прообразовавшего Мессию-Христа, открывшего Израилю новозаветному вход в Царство Небесное. Затем читается отрывок из книги Иова о том, как пустынный ветер налетел и обрушил на детей его храмину, и как Иов сказал:Наг изыдох от чрева матере моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно. Во всех сих приключившихся ему ничтоже согреши Иов пред Господем, и не даде безумия Богу[27] (Иов 1:21-22). Многострадальный Иов - прообраз Христа - оставленный людьми и Богом, изнемогающий под бременем страданий - прославляет Господа и сам прославляется Им. В своем Трипеснце Повечерие Великого Вторника уже включает мотивы наступающей Великой Среды. Уже мы слышим похвалу помазавшей Господа миром: "Благовония таинственнаго исполнена жена, перваго избавися зловония <...> многих грехов"[28] (ТП. Л. 412); уже говорится о предательстве Иуды: "Неблагодарный ученик, отвергся Тебе, Христе, соборище всебеззаконных людей сподвизаше на Тя, на предание обращься"[29](ТП. Л. 411); уже собрался беззаконный синедрион "осудити горе Седящаго, яко Судию всех Господа"[30] (ТП. Л. 411), но в то же время, уже у порога крестных страданий, Церковь напоминает нам, что все эти мучения Творец терпит ради твари, ради нас: "Держай веки <...> Ты еси Пасха наша, пожреный за всех, яко Агнец и Жертва, и прегрешений очищение"[31] (ТП. Л. 411). "Показати хотя, Иисусе, преестественное Твоего смирения всем, ял еси в дому Симонове, вечеряв <...> да блудница приобрящет некупимую благодать Твою"[32] (ТП. Л. 412)! В этих песнопениях говорится о величайшем уничижении, кеносисе Спасителя мира, о Пастыре добром, не хотящем гибели даже одной овцы (Мф 18:12-14), добровольно подъявшем такие страшные страдания ради нашего спасения. Все это должно напоминать нам и подвигать нас к ответной любви к Богу, не рабской, не наемнической, но сыновней любви к Создателю, Спасителю и Промыслителю.

Размышляя о богослужении Великого Вторника, святитель Феофан Затворник пишет: "Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сыновьях внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю <...> Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру - Христос, и покориться Его заповедям и учению"[33].

Иерей Геннадий Орлов

14.04.2009
Праздничный концерт русско-народного хора «Сударыня песня»
17.11.2017
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора
17.11.2017
Встреча с Людмилой Куликовой - автором книги о Великой княгине
08.11.2017
Итоги викариатского этапа XIII международного  конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»
24.10.2017
Заключительная встреча со священнослужителями Троице-Сергиевой Лавры и священниками Сергиево-Посадского района
13.10.2017
Приглашаем в паломнические поездки

Муром

Иосифо-Волоцкий монастырь. Спирово. Источник

Пафнутьев - Боровский монастырь. Малоярославец. Источник.

Колюпаново, источник. Серпухов. Владычний монастырь

Телефон дежурного священника: 8(916) 150-10-72
Телефон настоятеля (иер. Роман): 8(925) 093-65-03
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев
Адрес: г.Москва, Байкальская ул., 37А (495) 460-22-40 
eMail храма: hram-zss@mail.ru
Rambler's Top100 Православие.Ru Патриархия.RU
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU