’–јћ ѕ–≈ѕќƒќЅЌџ’ «ќ—»ћџ » —ј¬¬ј“»я —ќЋќ¬≈÷ »’ „”ƒќ“¬ќ–÷≈¬ ¬ √ќЋ№яЌќ¬ќ
Rambler's Top100
—¬я“јя » ¬≈Ћ» јя —”ЅЅќ“ј

¬ ¬еликую —убботу православна€ ÷ерковь воспоминает телесное погребение »исуса ’риста и сошествие ≈го во ад. Ётот день еще с древности €вл€етс€ преддверием —ветлого ’ристова ¬оскресени€ и по своему значению превосходит все дни —трастной седмицы. " ак ¬елика€ седмица, - говорит «латоуст, - есть сама глава прочих седмиц, так ¬елика€ —уббота есть глава сей седмицы, и что в теле - глава, то суббота - всей седмицы"[137]. ¬ этот день церковный устав предписывает самый строгий пост в течение всего года.

Ѕогослужение ¬еликой —убботы говорит о времени между смертью ’риста и ≈го воскресением, толкует смысл трехдневного периода между погребением и восстанием; богослужение ¬еликой —убботы есть литургическое сопр€жение ѕасхи расп€ти€ и ѕасхи воскресени€. Ѕогослужение ¬еликой —убботы есть благоговейное бдение перед гробом √осподним. ¬оспомина€ в этот день все событи€, относ€щиес€ к погребению ’риста, ÷ерковь на утрени ¬еликой —убботы совершает чин погребени€ —пасител€. ѕосреди храма возвышаетс€ ѕлащаница, изображающа€ лежащего во гробе Ѕогочеловека, все мол€щиес€ зажигают свечи и начинаетс€ пение "непорочных" - стихир, чередующихс€ со стихами из 118 псалма. Ёто чинопоследование произошло следующим образом. ” иудеев был обычай во врем€ ѕасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посв€щенный исходу из ≈гипта. —огласно ≈вангельскому повествованию, и ’ристос с учениками вышел из дома, где совершалась вечер€, при пении псалма, по всей веро€тности, именно 118-го: », воспев, пошли на гору ≈леонскую (ћк 14:26). —тихом Ѕлагословен еси, √осподи, научи м€ оправданием “воим[138] отпевал —еб€ √осподь; этот стих всегда поетс€ ÷ерковью при погребении умерших. ¬ "непорочных" ¬етхий и Ќовый «авет таинственно перекликаютс€ между собой; происходит как бы некий диалог между ’ристом и ÷ерковью. Ќа каждый стих псалма ÷ерковь отвечает "похвалами" ’ристу Ѕогу и величанием ≈го страданий и погребени€. ¬ них выражаетс€ и удивление ангелов к столь глубокому снисхождению ∆изнодавца ’риста к роду человеческому: "жизнь в гробе положилс€ еси, ’ристе, и ангельска€ воинства ужасахус€, снисхождение “вое слав€щее"[139]; и горький плач ћатери-ƒевы над гробом —ына —воего и Ѕога: "”вы[140] ћне, —вете ћой, »исусе ћой вожделенный,[141] вопи€ше ƒева, горько взываше". ¬ыражаетс€ в них и обращение "к горам, холмам и человеков множеству", чтобы они "восплакали и совозрыдали с ћатерию Ѕога их"; и слово обличени€ к "гордому »зраилю, убийственным люд€м, ¬аравву свободившим и —паса предавшим кресту", и к "скверному убийце ученику, чтобы он открыл свой нрав злобы, которым был предатель ’ристов, и не притвор€лс€ бы человеколюбием, продава€ миро на цене[142]!" (“ѕ. Ћ. 467 и далее). Ќо кроме этих печальных мотивов слышны и другие: "јд лютый потрепета, егда “€ виде —олнце славы Ѕезсмертне, и издаваше юзники тщательно". "¬елие и ужасное видение ныне зритс€: живота —ый виновный, смерть подъ€т, оживити хот€ всех"[143](“ѕ. Ћ. 477).

—лышим мы снова о том, что √осподь пострадал ради людей: "ѕрободаешис€ в ребра, и пригвождаешис€ ¬ладыко руками, €зву от ребра “ы исцел€€, и невоздержание рук праотец". "ѕесньми “вое, ’ристе, ныне расп€тие и погребение, вси вернии празднуем, избавльшес€ смерти погребением “воим" (“ѕ. Ћ. 477). —лышим обращение к Ѕожией ћатери: "∆изнь рождша€, ѕренепорочна€ „иста€ ƒево, утоли церковны€ соблазны, и подаждь мир €ко Ѕлага€" (“ѕ. Ћ. 477). ѕохвалы заканчиваютс€ обращением к —в€той “роице о помиловании мира и прошением к Ѕожией ћатери: "¬идети “воего —ына воскресение, ƒево, сподоби “во€ рабы" (“ѕ. Ћ. 480). ¬ этих словах в первый раз выступает воскресный мотив и уже зритс€ восход€ща€ зар€ воскресени€. ’ор радостно поет воскресные тропари ("јнгельский —обор удивис€ зр€ “ебе в мертвых вменившас€"),[144] с припевом "Ѕлагословен еси √осподи", возвещающие о том, что уже слетает ко гробу ∆изнодавца блистающий јнгел, чтобы провещать мироносицам о ¬оскресении —паса. Ќо еще не отвален камень от гроба и ≈вангелие, обычно читаемое на утрени о ¬оскресении, в эту утреню ¬еликой —убботы не читаетс€ и, по окончании "похвал" поетс€ исключительный по своей красоте канон "¬олною морскою".

»рмос первой песни этого канона говорит о том, что потомки спасенных когда-то при переходе через „ермное море иудеев, скрывают под землей (погребают) “ого,  то некогда скрыл волною морскою их гонител€ и мучител€ - фараона. Ётот канон есть надгробна€ песнь ќтверзшему нам "врата жизни" —воим погребением. ћногочисленные образы пророчеств јввакума, »сайи, »оны о воскресении мертвых и восстани€ сущих во гробех и о радости всех земных встают в этом каноне как богодухновенные прозрени€ веры древних людей, зревших из тьмы веков ¬етхого «авета невечерний свет Ѕого€влени€ и ¬оскресени€ ’ристова. Ѕожие —лово снисходит с плотью во гроб, сходит и во ад с нетленною и Ѕожественною —воей душою, отделившейс€ смертью от тела. Ќо не может ад удержать душу ≈го: "÷арствует ад, но не вечнует над родом человеческим: “ы бо положс€ во гробе ƒержавне, живоначальною дланию, смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо сп€щым, избавление неложное быв, —пасе, мертвым ѕервенец"[145] (“ѕ. Ћ. 482).

≈сли начинаетс€ канон печалью, то заканчиваетс€ уже нескрываемой радостью ¬оскресени€: "ƒа радуетс€ тварь, да весел€тс€ вси земнороднии, враг бо пленис€ ад: с миры жены да сретают, јдама со ≈вою избавл€ю всеродна, и в третий день воскресну!"[146] (“ѕ. Ћ. 484).

—тихиры на "хвалитех" вместе с изображением лежащего во гробе —пасител€ вновь прославл€ют ≈го непостижимое о нас смотрение: "ѕриидите, видим ∆ивот наш во гробе лежащ, да во гробех лежащы€ оживит. ѕриидите днесь иже из »уды сп€ща зр€ще, пророчески ≈му возопиим: возлег уснул еси €ко лев, кто воздвигнет “€, ÷арю; но востани самовластно, давый —ебе о нас волею, √осподи, слава “ебе!"[147](“ѕ. Ћ. 485).

¬ конце ¬еликого славослови€ св€щеннослужители поднимают ѕлащаницу и с погребальным пением и перезвоном мол€щиес€ обход€т вслед этой траурной процессии вокруг храма. ¬месте с учениками ’ристовыми мы провожаем Ѕожественного ѕастыреначальника, как провожаем в последний путь всех почивших. Ёто торжественное шествие как бы переносит нас на много веков назад, и мы вместе с »осифом и Ќикодимом становимс€ участниками погребального шестви€ учеников ’ристовых с телом их ”чител€. Ќаверное, никто из присутствующих в этот момент в храме не может остатьс€ равнодушным при виде этой погребальной процессии, когда несут положить во гроб “ело —амого √оспода. —амое жесткое сердце, наверное, разм€гчаетс€ при виде несомого во гроб “ворца всей ¬селенной...

 рестный ход возвращаетс€ в храм, и ѕлащаница снова полагаетс€ в центре. Ќо чтобы никто не усомнилс€ при виде усопшего “ела ’ристова, —в€та€ ÷ерковь торжественно исповедует над ѕлащаницей, как будто над самим гробом —пасител€, свою веру как в ≈го воскресение, так и в общее воскресение всех членов ≈го благодатного ÷арства. ¬ тропаре пророчества и в прокимне уже пр€мо говоритс€ о ≈го воскресении: "—одержай концы, гробом содержатис€ изволил еси, ’ристе, да от адова поглощени€ избавиши человечество и воскрес, оживиши нас, €ко Ѕог безсмертный"[148]. "¬оскресни, √осподи, помози нам, и избави нас имене ради “воего" (“ѕ. Ћ. 485). ¬ следующей затем паремии из пророка »езекиил€ с особой €ркостью изображаетс€ всеобщее воскресние мертвых. Ѕоговдохновенный пророк силою Ѕожиею поставл€етс€ среди пол€, полного сухих костей человеческих. √осподь повелевает ему прорещи на кости си€: кости сухи€, слышите слово √осподне. —е глаголет јдонаи √осподь костем сим: се, јз введу в вас дух животен и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть и простру по вам кожу, и дам дух ћой в вас, и оживете, и увесте, €ко јз есмь √осподь.  огда пророк произнес заповеданное ему, бысть глас <...> и се, трус, и совокупл€хус€ кости, кость к кости, ка€ждо ко составу своему. » видех, и се, быша им жилы, и плоть раст€ше, и восхождаше и прот€жес€ им кожа верху, духа же не б€ше в них. ѕосле этого √осподь повелевает »езекиилю прорещи о духе: от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвы€ си€, и да оживут <...> и вниде в н€ дух жизни, и ожиша и сташа на ногах своих, собор мног зело (»ез 37:4-8). Ёта пареми€ при погребении —пасител€ читаетс€ как предызображение гр€дущего ¬оскресени€ ’ристова, которое положит начало всеобщему воскресению всех людей.

ѕосле нее читаетс€ јпостол, говор€щий, что ’ристос ны искупил есть от кл€твы законны€, быв по нас кл€тва (√ал 3:13), и ≈вангелие, повествующее о том, как иудейские первосв€щенники и фарисеи опечатали √роб √осподень (ћф 27:62-66). Ёто было по Ѕожию устроению, дабы воскресение совершилось при засвидетельствовании того, что гроб был запечатан и охран€ем.

ѕосле чтени€ ≈вангели€ бывает целование ѕлащаницы, а хор поет стихиру "ѕридите, ублажим »осифа приснопам€тного...", котора€ заканчиваетс€ следующими словами, подготавливающими нас уже к встрече ’риста воскресшего: "но в радость воскресени€ “воего плач преложи[149]. ѕоклан€емс€ страстем “воим, ’ристе <...> и св€тому ¬оскресению" (“ѕ. Ћ. 486).

»ерей √еннадий ќрлов

18.04.2009
XII ќбщегородска€ благотворительна€ акци€ Ђ—емь€ помогает семье: √отовимс€ к школе!ї
16.08.2017
ѕрестольный праздник храма преподобных «осимы и —аввати€ —оловецких „удотворцев
15.08.2017
≈пископ ќрехово-«уевский ѕантелеимон совершил  рещальную Ћитургию
08.08.2017
ѕраздник посв€щенный дню пам€ти св€того равноапостольного кн€з€ ¬ладимира и дню крещени€ –уси
20.07.2017
ѕриложитесь к мощам свт. Ќикола€ ћирликийского  в нашем храме!
16.07.2017
ѕаломническа€ служба ”правлени€ ћосковской ѕатриархии по зарубежным учреждени€м
06.07.2017
ѕриглашаем в паломнические поездки

“роице-—ергиева Ћавра - √ефсиманский скит - ’отьково

ќптина пустынь-Ўамордино

ѕсков. ѕсково-ѕечерский монастырь. ѕушкинские √оры

 олюпаново, источник. —ерпухов. ¬ладычний монастырь

“елефон дежурного св€щенника: 8(916) 150-10-72
“елефон насто€тел€ (иер. –оман): 8(925) 093-65-03
’рам преподобных «осимы и —аввати€ —оловецких чудотворцев
јдрес: г.ћосква, Ѕайкальска€ ул., 37ј (495) 460-22-40 
eMail храма: hram-zss@mail.ru
Rambler's Top100 ѕравославие.Ru ѕатриархи€.RU
„»—“џ… »Ќ“≈–Ќ≈“ - logoSlovo.RU