ФИЛАРЕТ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
24 июня 1619 — 1 октября 1633
 

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич), патриарх Московский и всея Руси.

Родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых.

Получил прекрасное по своему времени образование.

С 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнял ряд дипломатических поручений.

Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу. Но Борис Годунов, боясь этого, постриг его в монашество в 1601 г. и сослал в древний Антониев Сийский монастырь.

В 1606 г. Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.

В 1611 г. в составе боярского посольства был послан в Польшу, там взят под стражу и оставался пленником до 1619 г., когда после заключения мирного договора и обмена пленными, получил возможность вернуться на родину. Его торжественно встретили, и Собор русских иерархов предложил ему патриаршество.

29 июня 1619 г. совершилось наречение его в патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.

Скончался 1 октября 1633 г. в глубокой старости.

Патриарх Филарет - страдалец земли русской, испил до дна чашу горечи и уничижения. Счастлив он был только во дни юности и старости, а двадцать лет почти непрерывных страданий разделяют черной полосой его светлые годы. Клевета, страх пыток, изгнание, насильственная разлука с дорогими сердцу и насильственный постриг, лишение почестей, богатства, свободы, плен, поругание - вот беды, обрушившиеся одна за другой на Филарета непрерывной цепью. Дважды он был взят в плен (тушинским вором и поляками) и 10 лет томился в последней неволе. Трижды избирался в патриархи: Василием Шуйским назначен и низложен в мае 1606 г.; в Тушинском таборе Филарет опять был признан патриархом и к рассылаемым им грамотам прилагал патриаршую печать, но полную патриаршую власть он получил только после возвращения из плена.

В это время на царство был избран его юный сын Михаил. Как отец юного царя и человек государственного ума и политической опытности, он стал первенствующим в направлении государственных дел и придворных отношений. Пользовался большим авторитером и влиянием. Он отличался большим умом, любознательностью и начитанностью, был приветлив. По наружности отличался такой красотой, что не было в Москве человека мужского пола красивее его, так что его красота вошла в пословицу.

Политическая сторона деятельности Фалирета виднее, чем церковная. С его именем связаны все государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 г. Он был истинным представителем окрепшей его трудами государственной власти и устроителем государственного порядка, в этом, главным образом, историческая заслуга патриарха Филарета.

В сфере церковного управления, подлежавшего прямому ведению патриарха, он не оставил глубокого следа. В делах церковных он всячески поддерживал чистоту православия. При нем было усилено книгопечатание, он много заботился об исправлении богослужебных книг, открывал школы, учредил греко-славянское училище в Чудовом монастыре. Строил и украшал храмы, был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил. "Был опаличив и мнителен, а такой владетельный, что и сам царь его боялся". Строгий к провинившимся, но справедливый.

Ревнуя о православии, он назначил первого архиепископа в Сибирь и прилагал все заботы к обращению иноверцев.

Филарет не любил иностранцев и велел уничтожить две немецкие церкви.

При нем возобновились сношения Руси с восточными патриархами и в Москву стали охотно приезжать и представители.

Патриарх Филарет был не сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в "безгосударное время".

Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках - менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.

Ему постоянно покупали к столу на рынке "хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы". Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовал о простоте повседневных потребностей этого святителя.