ИОАКИМ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
26 июля 1674 — 17 марта 1690
 

Иоаким (Савелов), патриарх Московский и всея Руси.

Родился в 1620 г.

Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову и на 35 году жизни (в 1655 г.) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря.

В 1657 г. назначен патр. Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря.

С 1664 г. - архимандрит Чудовского монастыря.

22 декабря 1672(3?) г. хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита.

26 июля 1674 г., после годового междупатриаршества, избран Патриархом Московским.

В 1681 г. дал грамоту о построении каменной церкви в честь Владимирской Божией Матери в г. Арзамасе, вместо сгоревшей.

В 1685 г. посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митр. Киевского.

Скончался 17 марта 1690 г. Погребен в Московском Успенском соборе.

Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 г., с назначением его митр. Новгородским.

Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание.

Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, "кому под кем стоять и заседать", установил кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов.

В 1673 г. посылал из Новгорода архим. Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.

Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства.

Патриарх принимал в свое ведение богадельни, повелевая нищим селиться при церквях Важным актом государственной деятельности Иоакима было его участие в уничтожении местничества среди бояр.

Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего главным образом из Польши.

В 1686 г., благодаря его стараниям, к Московскому патриархату была присоединена Западнорусская митрополия, находившаяся под властью Константинопольского патриарха и служившая проводником латинской пропаганды в Россию.

Представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, особенно после присоединения Малороссии к Московскому государству. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии - одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах, настоятель Заиконоспасского монастыря, Сильвестр Медведев, другая - ревнителей православия, возглавляемая патр. Иоакимом.

Для борьбы с польско-латинским направлением патр. Иоаким испросил в 1685 г. от восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, поставил их во главе "греческого" училища, основанного в Москве в 1679 г., и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Но этим борьба не закончилась. По инициативе патр. Иоакима созывался собор, на котором Медведев был приговорен к строгому заключению. В дальнейшем передан гражданским властям, подвержен пыткам и казнен.

С чувством особой суровости и даже враждебности относился патр. Иоаким к расколу. Строгость и суровость проявлял он и в отношении ко всей пастве. На Соборе 1681 г. провел постановления, которые должны были парализовать старообрядческое движение - например, об отсылке упорных раскольников к градскому суду, о строгом контроле за продажей "тетрадей" у Спасских ворот, о бесплатной выдаче новоисправленных богослужебных книг.

С особой настойчивостью преследовал Иоаким патр. Никона, низложенного с патриаршего престола. В 1676 г. он перевел последнего в Кириллов монастырь под строжайший надзор.

Следует отметить, что патр. Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.

В 1681 г. он, заботясь об экономическом благосостоянии духовенства, настоял на отмене закона 1676 г., запрещавшего приписывать церквям земельные наделы. В 1675 г., по его инициативе, решением собора был упразднен Монастырский Приказ и было строго подтверждено, что духовенство должно быть судимо только духовными судьями. По его же предложению Соборы 1675 и 1682 гг. сформулировали несколько определений, направленных на исправление нравов духовенства. Заботясь о сохранении неповрежденности обрядов Русской Церкви, он осуществлял критическую проверку богослужебно-обрядовой практики и очистку ее от привнесенных в нее излишних канонических наслоений. В то же время при нем был исправлен и издан ряд богослужебных и других церковных книг.

Оценивая деятельность патр. Иоакима, можно сказать, что он не является личностью светлой и симпатичной; даже среди современников он выделялся своей нетерпимостью и суровым, подчас жестоким фанатизмом. В то же время он представляет из себя личность цельную, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.