СЕРГИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
8 сентября 1943 — 15 мая 1944
 

Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич), Патриарх Московской и всея Руси.

Родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание.

Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.

В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Спб духовную академию.

30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая 1890 года году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии.

В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль "Память Азова".

В 1893 году назначен испол. должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии.

С 13 декабря 1893 года назначен испол. должность инспектора Московской духовной академии.

21 сентября 1894 год возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

В 1895 году 1880 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении".

В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.

29 июля 1899 года определен ректором Спб духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором Спб духовной академии.

С 21 января 1901 года - ректор той же духовной академии.

25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.

С 6 октября - архиепископ Финляндский и Выборгский.

В 1906 году участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

С этого же года состоял Почетным членом Спб духовной академии.

С 6 мая 1911 года - член Святейшего Синода.

В марте 1912 года назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.

6 мая 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

4 апреля 1913 года назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.

С 14 января 1915 года. Согласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета.

(В книге Патриарх Сергий и его духовное наследство" на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см "Церковные Ведом." 1915, № 3, с. 26.).

Участник Всероссийского Свящ. Собора 1917 / 1918 гг. в Москве.

С 10 августа 1917 года архиепископ Владимирский и Шуйский.

28 ноября того же года возведен в сан митрополита.

С 1922 года епархией не управлял.

В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху он был выпущен на свободу. Известно, что за него поручился архиепископ Владимир (Путята). Основанием для его ареста был бракоразводный процесс. В соответствии с пунктом обвинения он был приговорен к ссылке в Нижний Новгород, куда и выехал в июне месяце. Там митрополит Сергий жил в Крестовоздвиженском монастыре и имел возможность беспрепятственно совершать богослужения (См.: Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 208. = История Церкви России в новое время: В 3-х томах. Мюнхен / Зальцбург, 1965-1968).

С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский.

С 10 декабря 1925 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

С ноября 1926 года епархией не управлял.

30 ноября 1926 года митрополит Сергий вновь арестован. Арест наверно был не столько наказанием за переписку с руководством синода в Карловицах, сколь как средство для его изоляции и так же связанная с этим возможность использования дезинформации. Результатом ареста и дальнейшего давления на него и на Патриаршую Церковь, которая в это время находилась в отчаянном положении, была пресловутая декларация митрополита от 16/29 июля 1927 года, основная задача, исходный пункт, которой состоял в том, чтобы обрисовать развитие основных направлений политики Московской Патриархии.

С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента , когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 года.

Его собственная ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол , сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства.

Вместе с тем , задача, стоявшая перед ним была велика и сложна.

Нужно было найти правильную основу взаимоотношений между Церковью и Советской властью и легализировать Церковь, да еще и довести до сознания всех пасомых, что подчинение атеистической власти не является изменой Богу, и что забота о благосостоянии Родины - обязанность каждого.

Григорианский раскол, возникший раньше всех расколов этого периода, имея легальный орган управления, зарегистрированный гражданской властью, опирался на это преимущество до того момента , когда зарегистрировал Временный Патриарший совет и тем выбил почву из-под ног григорианского ВВЦС. Затем возник ленинградский раскол - иосифлянство, увлекшее небольшое число епископов, священников и мирян.

Отделение ярославской группы во главе с митрополитом Агафангелом было хотя и кратковременным, но тоже болезненным.

Прекратил общение с митрополитом Сергием уважаемый всеми митрополит Кирилл , бывший ранее первым кандидатом на пост Патриаршего Местоблюстителя. Отходили и другие лица и группы, меньшие по количеству входивших туда иерархов - Викторианский раскол, Даниловская и Мечевская группировки и другие.

Наиболее умеренная часть оппозиционеров продолжала признавать митрополита Сергия законным главой Церкви, хотя и с большой горечью в душе, считая некоторые его действия и распоряжения неправильными.

Отколовшиеся в разной степени удалялись от митрополита Сергия и возглавляемой им Церкви, причем самые крайние из них доходили до того, что действия митрополита Сергия считали изменой православию, его самого чуть ли не предтечей антихриста, молитвенное общение с его сторонниками - грехом, а таинства совершаемые ими - безблагодатными.

Вполне понятно, что эти расколы, отходы и резкие обличительные письма, которые писали митрополиту Сергию недовольные им епископы тяжело действовали на его моральное состояние. Тяжесть эта усугублялась еще и тем, что среди отходивших были и хорошие пастыри, проявившие себя наиболее стойкими во время борьбы с обновленчеством, и уважаемые иерархи, из которых некоторые были лично близки и дороги митрополиту Сергию.

Из тех, которые остались верными ему, как законному главе Церкви, многие все-таки осуждали его поступки и выступления, но говорили, что это его личный грех, за который но сам будет держать ответ перед Господом. Ереси он никакой не проповедует, поэтому нельзя прерывать с ним молитвенного общения.

По отношению ко всем иерархам, отделившихся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий держался такого метода:

Сначала он писал им, затем увещивал, просил отказаться от принятого им неправильного пути. Указывал на большой церковный вред, причиненный расколами.

Если не действовали ни увещания, ни предупреждения , то созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении.

Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу, в котором увещающий пишет:

"Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага святой церкви прошу Вас и молю не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов".

Все разделения , расколы и смуты, посеянные лукавым с целью ослабить Церковь Христову, постепенно изжили себя по мере того, как возвращались, или умирали, или отоходили от активной деятельности их организаторы, и еще раз оправдались слова Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церкви.

12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении.

14/ 27 апреля 1934 года ему присвоен титул "Блаженнейший митрополит "Московской и Коломенский, с правом ношения двух панагий.

10 марта 1941 года - Сороколетие в сане епископа.

26 августа ст/ ст 1943 года собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси.

30 августа ст/ ст 1943 года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.

Скончался 2/15 мая 1944 года

Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.