ПИМЕН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
2 июня 1971 — 3 мая 1990
 

Родился 23 июля 1910 года в подмосковном городе Богородске (с 1930 года - Ногинск) в семье служащего Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых. В святом крещении ему было дано имя Сергий, в честь великого святого Московской Руси, церковного и государственного деятеля Х1V века Преподобного Сергия Радонежского. Здесь в исконно русском краю в семье, сохранявшей благочестивые христианские традиции, прошли детские годы отрока Сергия. Добрая и глубоко религиозная Пелагия Афанасьевна вручила своего юного сына молитвенному предстательству Пресвятой Богородицы, перед Владимирской иконой которой в доме Извековых теплилась неугасимая лампада.

Известно, какое исключительное место занимает в истории России Владимирская икона Божией Матери. Перенесение иконы из столицы Византии Константинополя сначала в Киев, затем во Владимир и в Москву было теснейшим образом связано с этапами развития русской государственности. В исторических судьбах России Владимирская икона рассматривалась как покровительница русской государственности и Церкви. Под благодатным осенением Владимирской иконы Божией Матери - национальной святыни России, являвшейся и семейной святыней дома Извековых, проходило становление и духовное формирование личности будущего Московского Патриарха. Свят. Патриарх Пимен с особой душевной теплотой и благоговением вспоминал о своей матери Пелагее Афанасьевне, которая во многом содействовала его религиозным устремлениями и привила сыну любовь к Троице-Сергиевой Лавре. В своем слове при наречении во епископа Его Святейшество подчеркнул: "Большим утешением для меня является то, что на высоту епископского служения я был призван из дорогой моему сердцу Лавры Преподобного аввы Сергия, с которой тесно связана вся моя жизнь. Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причастился Святых Таин в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры" (ЖМП. 1957, № 12, с. 18).

Это первое паломничество к святыням Лавры оказалось знаменительным предвестником того, что для юного Сергия отныне Лавра станет духовной колыбелью.

В 1925 году, в год кончины Свят. Патриарха Тихона, Сергий Извеков окончил в Богородске городскую среднюю школу и в декабре того же года в Сретенском монастыре в Москве был пострижен в рясофор с именем Платон. Обладая музыкальными способностями, инок Платон в этот период жизни в Москве управлял церковными хорами в московских храмах. Как имеющий уже некоторый опыт управления церковным хором, он был приглашен настоятелем московского Пименовского храма прот. Николаем Бажановым управлять хором этого храма, который насчитывал (в день Св. Троицы в 1928 году) 60-70 человек. Новый регент быстро приобрел признание прихожан и настоятеля о. Николая, в семье которого он стал частым и желанным гостем. Во время домашних бесед затрагивались разные вопросы, по воспоминаниям вдовы о. Николая Бажанова, говорили и о предстоящем постриге Платона.

4 окт. 1927 в пустыни Св. Духа Параклита 17-летний инок Платон был пострижен в монашество. Ему было дано имя Пимен в честь древнего христианского подвижника египетской пустыни преп. Пимена Великого (340-450), который с юных лет возлюбил монашество, ушел в один из египетских монастырей, принял там иноческий постриг и прославился равноангельским житием, глубиной созерцания и мудростью наставлений. Пимен означает пастырь. Не без Промысла Божия выбор пал именно на имя преп. Пимена Великого. Так исполнилась о нем "воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12, 2).

Общежительная пустынь Св. Духа Параклита, где было положено начало монашеской жизни Свят. Патриарха Пимена, была расположена в живописном месте недалеко от Лавры Преподобного Сергия.

Именно в этом месте святости, тишины, молитвенного настроения и красоты природы молодой инок Пимен вступил на путь духовного совершенствования. "В одном из самых уединенных скитов Лавры, в пустыни св. Духа Параклита, - говорит Его Святейшество, - состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, "вся вменяющаго во уметы, да Христа приобрящу". Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры (управлял с 1915 по 1922 год), архим. Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу". (ЖМП. 1957, № 12, с. 18).

После пострига монах Пимен продолжал управлять хором Пименовского храма. Затем он был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове. Здесь в этом послушании он трудился недолго. После сдачи экзаменов за курс Духовной школы монах Пимен восходит на первые степени в иерархическом служении Церкви.

16 июля 1930 года в том же Дорогомиловском Богоявленском соборе архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) он был рукоположен во иеродиакона, а 12/25 января 1931 года тем же преосвященным - во иеромонаха. В течение нескольких лет иером. Пимен проходил пастырское служение в г. Москве.

Окончание Великой Отечественной войны застало иером. Пимена священником Благовещенского собора г. Мурома, где он находился до 1946 года. Затем перешел в Одесскую епархию, где исполнял должность казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии и нес другие епархиальные послушания.

В декабре 1947 года возведен в сан игумена с возложением креста с украшенияи.

Вскоре игумен Пимен перешел в Ростовскую-на-Дону епархию, где до 1949 года занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря Рождествобогородицкого кафедрального собора.

В 1949 году Указом Свят. Патриарха Алексия назначен наместником Псково-Печерского монастыря Псковской епархиии.

В пасхальные дни 1950 года митрополитом Ленинградским Григорием возведен в сан архимандрита.

В январе 1954 года назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Так же, как и в Псково-Печерском монастыре, он провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве Лавры, в трапезном храме им были построены два новых придела - в честь святителя Иосафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий удостоил архимандрита Пимена права ношения двух наперсных крестов с украшениями и служения с посохом.

17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе г. Одессы хиротонисан во епископа Балтского, викария Одесской епархии. Чин хиротонии совершали: Свят. Патриарх Алексий, архиеп. Херсонский Борис, архиеп. Кишиневский Нектарий, епископ Кировоградский Иннокентий и епископ Переяслав-Хмельницкий Нестор.

В Успенском соборе находится чтимая Касперовская икона Божией Материю Бывая в Одессе и посещая Успенский собор, Святейший Патриарх Пимен делился воспоминаниями о своей епископской хиротонии, которая совершилась под покровительством чтимой им иконы Богоматери. "С давних времен, - говорил Его Святейшество, - я являюсь одним из горячих почитателей Касперовского образа Божией Матери. С тех незабвенных пор, когда в качестве скромного священнослужителя Церкви Господь привел меня служить в храмах г. Одессы и иметь постоянную счастливую возможность слагать к подножию этой иконы Богоматери свои радости и огорчения и приносить Ей свои усердные молитвы. Под благодатным осенением Касперовской иконы Божией матери в этом святом соборе была совершена моя архиерейская хиротония, и я счастлив, что именно от этой замечательной иконы я получил первое благословение на свой архипастырский путь. Совершенно неведомо для меня, но утешительно было решение блаженнопочившего нашего Владыки, Первосвятителя и отца - Святейшего Патриарха Алексия, хиротонисать меня в архиерея не где-либо, а именно в Одессе, в этом соборе, где постоянно находится чтимый образ Богоматери. Так совершилась воля Божия о мне." (ЖМП. 1971, № 9, с. 38).
В том же году 26 декабря он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.
В июле 1960 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии.
С 1 ноября 1959 года временно управлял Костромской епархией.
23 ноября 1960 года возведен в сан архиепископа и в связи с решением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода стал постоянным членом Свящ. Синода по должности.
С 16 марта 1961 года архиепископ Пимен назначается на Тульскую и Белевскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии.
14 ноября того же года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским.
За время с 1959 по 1962 год преосв. Пимену поручалось временное управление Луганской, Смоленской и Тамбовской епархиями.
9 октября 1963 года митрополит Пимен назначен Крутицким и Коломенским.
С 1963 года митрополит Пимен - член Всемирного Совета мира и Советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. В том же году от Русской Православной Церкви принимал участие в Варшавской сессии Всемирного Совета мира.
В 1964 году во главе делегации Русской Православной Церкви посетил Данию по приглашению Примаса Датской Церкви Епископа Вестергорд Мадсена.
В 1965 году он возглавил делегацию Московского Патриархата на торжествах интронизации Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Стефана и был участником Всемирного Конгресса за всеобщее разоружение и мир в Хельсинки.
В 1966 году был участником Женевской сессии Всемирного Совета Мира.
В 1969 году присутствовал на Всемирной Ассамблее мира в Берлине.
12 апр. 1970 года награжден правом ношения двух панагий. За свою деятельность в защиту мира награжден почетной и именной медалью Советского фонда мира, а также золотой медалью "Борец за мир".
18 апр. 1970 года после блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия митр. Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с "Положением об управлении Русской Православной Церкви", в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. На этом посту митр. Пимен успешно осуществлял руководство деятельностью Свящ. Синода в сфере внутрицерковной жизни, межправославных отношений, экуменической и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви. В этот же период своей деятельности Патриарший Местоблюститель митр. Пимен, когда в ряде городов Росссии появилась холера, издал Постановление, согласно которому в храмах запрещалось прикладываться к иконам и принимать Св. Тайны. Дозволялось только причащение больных на дому. (Постановл. от 20 авг. 1970 г.).
В марте 1971 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на погребении Свят. Патриарха Болгарского Кирилла.
В том же году был участником Ассамблеи Всемирного Совета Мира в Будапеште.
В 1971 году возглавил работу Предсоборной комиссии по подготовке и созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви. Он же был председателем Поместного Собора, проходившего с 30 мая по 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске.
2 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Пимена патриархом Московским и всея Руси.
3 июня в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за божественной литургией состоялась его интронизация.
Интронизация Святейшего Патриарха совершалась в день всероссийского праздника в честь Владимирской иконы Божией матери. Его Святейшество воспринял это как благое предзнаменование особого покровительства Богоматери. "Владимирский образ Божией Матери, - говорил Свят. Патриарх Пимен, - это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация" (ЖМП. 1971, № 11, с. 12).
В связи с вступлением на Московский Патриарший престол Свят. Патриарх Пимен в период с 28 апреля по 25 мая 1972 года посетил Александрийский, Антиохийский, Болгарский и Иерусалимский Православные Патриархаты. Был на Афоне.
В октябре того же года посетил Сербскую, Элладскую и Румынскую Православные Церкви, а с 8 по 10 ноября совершил официальное путешествие в Грузию и Армению и имел встречи с Главами этих Церквей.
Продолжая братские визиты, Свят. Патриарх Пимен с 31 января по 5 февраля 1973 года по приглашению Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея посетил Чехословацкую Православную Церковь.
С 16 по 19 сентября того же года присутствовал на заседаниях Всемирного Совета Церквей в Женеве.
С 17 по 23 янв. 1974 года по приглашению Императора Эфиопии Хайле Селасске 1 и Святейшего Абуны Теофилоса, Патриарха Эфиопской Церкви, нанес визит древней Эфиопской Церкви.
Как член Всемирного Совета Мира, принимал участие в его очередной сессии, проходившей с 16 по 19 феврал 1974 гда в столице Болгарии - Софии.
По приглашению Предстоятеля Финляндской Православной Церкви Архиепископа Карельского и всей Финляндии Павла с 3 по 10 мая 1974 года Святейший Патриарх Пимен находился с дружественным визитом в Финляндской Республике.
С 21 по 27 ноября того же года он возглавил делегацию Русской Православной Церкви, принимавшей участие в юбилейных торжествах по случаю 50-летия освящения патриаршего кафедрального храма-памятника во имя св. благоверного князя Александра Невского в Болгарии.
С 1 по 3 ноября 1975 года Свят. Патр. Пимен возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на праздновании 50-летия Патриаршества и 90-летия автокефалии Румынской Православной Церкви, проходившем в Бухаресте.
В сентябре 1976 года Его Святейшество совершил поездку в Святой Эчмиадзии и участвовал в торжествах по случаю освящения мира и 20-летия патриаршей интронизации Святейшего Верховного Патриарха-Католикоса Вазгена 1.
С 23 января по 3 февраля 1977 года Святейший патриарх Пимен находился в Индии с официальным визитом по приглашению Предстоятеля Ортодоксальной Сирийской Церкви Востока Святейшего Патриарха-Католикоса Василия Мар Фомы Матфея 1.
Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и у себя на Родине с Предстоятелями православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран, несомненно послужили на благо Святого Православия, христианского единства, взаимопонимания, сотрудничества и мира между народами.
Осуществляя высокую миссию в сфере межправославных отношений, Его Святейшество отмечал: " В истекший период мы стремились , и, по-нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить развитию братских отношений Русской Православной Церкви с возлюблеными Поместными Церквами. Единство в свидетельстве и служении великой православной вселенской семьи - вот та святая задача, которой мы себя посвящаем" (ЖМП. 1973, № 7, с. 6).

Широка и многообразна деятльность Святейшего Патриарха Пимена и на экуменическом поприще. "Наше участие в экуменическом движении, - говорил Его Святейшество, - основывается на стремлении в единомыслии с другими поместными Церквами свидетельствовать Православие христианскому миру и на вере в то, что действия Святого Духа через молитвы и деятельную любовь христиан всего мира могут уврачевать грех разделения и привести к единству в Церкви Христовой. Мы с радостью видим крепнущее экуменическое братство, основанное на христианской любви и стремлении к единению в Церкви Христовой. Русская Православная Церковь принимает в этом деятельное участие своей верой, накопленным веками духовным опытом и христианской любовью" (ЖМП. 1971, № 9, с. 11).

В своих посланиях, речах и личных встречах во время зарубежных путешествий или на приемах у себя в московской резиденции Глав и представителей различных христианских Церквей, богословов и видных деятелей всемирных, экуменических, национальных христианских организаций и религиозных объединений Его Святейшество перед всеми христианскими братьями свидетельствовал об истине Православия, о духовных сокровищах и историческом опыте нашей Церкви, об ответственности всех христиан сохранять братолюбие, вносить свой общий вклад в достижение единства в вере и служении на благо мира и жизни на земле.

По благословению Его Святейшества иерархи, клирики и богословы Русской Православной Церкви осуществляли экуменические контакты с инославными Церквами и проводят богословские собеседования с представителями Римско-Католической Церкви, Древними Восточными Церквами, Старокатолической, Англиканской, Евангелическо- Лютеранской церкви Финляндии, Евангелической Церкви Германии (ФРГ), Союза Евангелических Церквей в ГДР, Реформатских Церквей, участвовали в работе Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей и многих других экуменических встречах.

Придавая важное значение экуменическому деланию, Его Святейшество говорил:"Мы не ослабевали в укреплении наших экуменических связей, стремясь, насколько это возможно, содействовать приближению вероисповеданного единства ныне разделенного христианства во исполнение завета Христа и Господа нашего "да будут все едино" (Ин. 17, 21). В христианском единстве и взаимной братской любви мы усматриваем, по слову апостольскому, исполнение закона (Рим. 13, 10) и устремляемся к этому, славя едиными устами и единым сердцем имя Единородного в Троице славимого Бога" (ЖМП. 1973, № 7, с. 6).

Во внутренней церковной жизни первейшей и основной заботой Святейшего Патриарха Пимена являлось совместно с возглавляемым им Священным Синодом управление Русской Православной Церковью. Продолжая дело своих предшественников, Свят. Патриарх Пимен заботился о благосостоянии епархий, приходов и монастырей Московского Патриархата не только на Руси, но и в различных районах мира: в Центральной и Западной Европе, на Афоне, в Святой Земле, Северной и Южной Америке, Японии. Территориальная обширность Московского Патриархата, включающая и его многочисленные зарубежные учреждения, придавала особое значение Первопрестольной кафедре Московской, хранительнице идей Вселенской Церкви, и ее Святейшему Первоиерарху.

Исполняя свой первосвятительский долг, Свят. Патриарх Пимен оберегал неизменность и неприкосновенность апостольского учения, священных канонов и преданий церковных, сохранялт вверенную ему Поместную Церковь в мире и единомыслии, насаждал благочестное и доброе житие в искренне любящей его всероссийской пастве.

Постоянно Свят. Патриарх Пимен имел "заботу о всех" церквах (2 Кор. 11, 28) Московского Патриархата, о замещении архиерейских кафедр, о богословском образовании клира, об организации регентского дела и о многих других сторонах церковной жизни.

Под его отеческим попечением находились Московские духовные академия и семинария, сектор заочного обучения при МДА и Аспирантура, Ленинградские духовные школы, Одесская духовная семинария. За годы его первосвятительства расширился прием в духовные школы. Посещая духовно-учебные заведения, встречаясь с руководством, профессорско-преподавательским составом и учащимися духовных школ, присутствуя на лекциях, Его Святейшество обращал внимание на все аспекты жизни духовных школ и учебного процесса, раскрывал сущность пастырского служения, учил быть верными сынами Русской Православной Церкви.

Как Священноархимандрит родной ему обители Сергиевой, он укреплял подлинную духовность ее насельников и благословлял подготовку монашества под водительством опытных в духовной жизни и божественном монашеском правиле старцев.

Особое внимание Его Святейшество уделял издательской деятельности Московского Патриархата, плодотворно осуществляемой в течение всего периода первосвятительства Святейшего Владыки. По его благословению неоднократно переиздавалась Библия, Священное Писание Нового Завета, Настольная книга священнослужителя и другие издания, отражающие многогранную жизнь Русской Православной Церкви.

Свят. Патриарх Пимен являлся хранителем и выразителем святоотеческой богословской традиции в современнном богословии Русской Православной Церкви. "Я с детства увлекался творениями "русского златоуста" - архиепископа Херсонского Иннокентия, - отмечал в своем слове Святейший. Мне всегда нравилась глубина его мыслей. Чем больше я вчитывался в его проповеди и другие произведения, тем больше восхищался его богословием. Что же касается формы изложения и красоты слога, то я был вполне уверен в непревзойденности сего святителя" (ЖМП. 1971, № 9, с. 39). Воспитанный на творениях сего святителя, сам Святейший Владыка являл в своей церковной и общественной деятельности высокий образец искреннего, красивого и понятного пастырского слова.

Как блюститель веры и христианской нравственности, Свят. Патриарх Пимен учил вверенный ему народ Божий следованию высоким евангельским идеалам, честному отношению к труду, достойному исполнению гражданского и патриотического долга, любви к Родине. Высоким патриотическим чувством проникнуты Рождественские и Пасхальные Послания Святейшего Патриарха Пимена. Особенно громко тема патриотизма прозвучала в Послании в связи с 600-летием Куликовской победи и празднованием 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Высокий авторитет и признание Его Святейшество снискал также н благородном поприще активного церковно- общественного и миротворческого служения. Свой гражданский долг Свят. Патриарх Пимен выразил словами: "Нельзя быть преданным сыном Церкви, не ощущая живой связи со своей Родиной. Вся тысячелетняя история нашей Церкви подтверждает это" (ЖМП. 1976, № 8, с. 5). "Мое сердце исполнено любви к тому великому народу, частью которого являются чада святой Православной Русской Церкви. И все, что может быть сделано мной для блага этого народа, я совершу" (ЖМП. 1971, № 9, с. 15).

Что касается миротворческой деятельности Святейшего Патриарха Пимена, то ее неиссякаемый источник - это святой христианский долг перед Богом и людьми, чувство величайшей ответственности за судьбы мира и благополучие своей Отчизны и всего человечества. "Служение Русской Православной Церкви миру и благу человечества, - говорил Его Святейшество, - мы считаем задачей священной и стремимся ее осуществить с той эффективностью, какая для нас возможна. Мы верим в благословение Божие нашим миротворческим трудам, ибо они исходят из глубины нашей беспредельной преданности Его изволению, из нашего стремления быть носителями любви Божией к каждому человеку" (ЖМП. 1973, № 7, с. 6). Исключительно важное значение для дела мира имели Всемирные миротворческие конференции, проведенные по инициативе Свят. Патриарха Пимена в 1977 и 1982 годах. Он один из московских патриархов выступил в Нью-Йорке с речью в Организации Объединенных Наций - на Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению в июне 1982 года. В своем выступлении он ярко и убедительно выразил непреклонное стремление к миру верующих людей нашей Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен - член Всемирного Совета Мира, член Советского комитета защиты мира, имеет ряд наград Советского Фонда мира; Президиум Христианско-Демократического Союза Германии (ГДР) наградил Святейшего Патриарха Пимена Золотой медалью Отто Нушке.

Святейший Патриарх Пимен был почетным членом Московской и Ленинградской духовных академий и доктором богословия Московской Духовной Академии, Евангелического богословского факультета в г. Братиславе Евангелическо-Лютеранской Церкви Словакии, Православного Богословского факультета в г. Прешове Православной Церкви и Софийской духовной академии имени св. Климента Охридского Болгарской Православной Церкви.

Последние годы Святейший Патриарх тяжко болел. Резкое ухудшение состояния здоровья наступило в ноябре 1985 г. В конце апреля 1990 г. стало очевидным приближение кончины первосвятителя.

3 мая 1990 г. в 15 часов в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве Святейший Патриарх Пимен скончался.

6 мая было совершено погребение почившего первосвятителя в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.

Награды
В Русской Православной Церкви награжден церковными орденами св. равноап. князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского I степени. От Александрийской Церкви - орденом св. апостола Марка; Антиохийской - орденом святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Иерусалимской - орденом Животворящего Креста Господня; Грузинской - орденом святой равноапостольной Нины; Болгарской - орденом святого Иоанна Рыльского 1 степени; Синайской Церкви - орденом святой Екатерины; Финляндской - большим орденом Святого Агнца с командорской звездой, а также от президента Финляндии Урхо Калева Кекконена - орденом Белой Розы и президента Ливана - орденом Ливанского Кедра 1 степени. Награжден орденом Дружбы ЧССР (ЖМП. № 1, с. 6).
Указом Президиума Верховного Совета СССР трижды награжден орденом Трудового Красного Знамени.