Евангельские беседы

(Лк. 15, 1-10)
1. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3. Но Он сказал им следующую притчу:
4. Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6. И, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9. А найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
Фарисеи роптали на Иисуса за то, что Он принимает в общение с Собою мытарей и грешников и вкушает с ними пищу с одного стола.

Почему мытари приравниваются к грешникам? Мытари — это сборщики податей. Среди них встречались люди своекорыстные, которые собирали подати в большем, чем полагалось, количестве, обращая перебор в свою пользу. Это сословие не пользовалось у евреев уважением. На мытарей смотрели, как на людей безнравственных, притеснителей, воров. Иисус Христос никого не отгонял от Себя, но всех принимал с любовью и благожеланием. Фарисеи же, видя Иисуса среди людей грешных, заключали: значит, Он и Сам таков, если знается с мытарями и грешниками. Пользуясь случаем, Иисус Христос произнес трогательную речь, где прйточно изображается, как Господь Бог печется об обращении грешников и как Он радуется этому обращению, когда оно случается.

Притча об овце пропавшей имеет не сравнимую ни с чем человеческим Божественную сладость и трогательность. Господь сравнивает Отца Своего Небесного с пастырем, который ищет одну заблудшую овцу, оставив целое стадо, и радуется об обретении ее более, чем о целом стаде. Сила притчи заключается в том, что Господь не возгнушался уподобить Божественное человеческому, Себя приравнять к пастырю овец, а между тем бесконечное различие между Божеством и человечеством чувствуется неотступно во всей силе. Владелец и пастырь стада от стада получают выгоды, а люди — что могут они дать Владыке Небесному, чего бы Он не имел? Потеря овцы причиняет владельцу стада убыток, а вечная гибель человека — причинит ли убыток Творцу его? Овца пропадает по неразумию, заблуждается по незнанию пути. Таков ли человек, сознательно оскорбляющий Бога грехами своими и намеренно нарушающий волю Его? И если, несмотря на это различие, несмотря и на то бесконечное расстояние, которое существует между Божеством и человечеством, Господь действует подобно пастырю овец, подобно ему разыскивает заблудшее, притом с бесконечно большим самоотвержением, и, наконец, подобно ему радуется и о всех человеческих душах, Им обретенных, и о каждой в отдельности,— все это составляет такую картину бесконечной любви и сострадания, которую могло превзойти и превзошло лишь самое дело искупления, осуществленное воплотившимся Сыном Божиим.

Кого нужно разуметь в притче под девяносто девятью овцами? Это все спасаемые люди, то есть если не праведники в полном смысле слова, ибо таковых нет на земле, то люди благочестивые, право верующие и добродетельные.

Какая женщина, имея десять драхм... — смысл этого приточного изречения тот же, что и предыдущего. Драхма — небольшая серебряная монета. Описание искания женщиною драхмы и радости по нахождении ее имеет целью живее представить образ радости на небесах. Ангелы сорадуются Небесному Пастырю, ибо и для них дорого спасение души человека.

* * * Хочешь всякий день видеть чудо? Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом (святитель Тихон Задонский).

Если творение мира есть дело любви Божией, то дело искупления людей смертию Сына Божия есть чудо любви Божией (Филарет, архиепископ Черниговский).

Христос сошел с неба для искупления, а вошел на небо для прославления нас.
До Христа Авраам в аду; после Христа разбойник в раю.

 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU