Евангельские беседы

(Мф. 19, 3-12)
3. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8. Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Подошли к Иисусу фарисеи и задали Ему вопрос о разводе брачном. Каждый раз, когда фарисеи обращались к Господу с каким-либо вопросом, цель их заключалась не в том, чтобы научиться от Него, но в том, чтобы испытать, что Он скажет, и не скажет ли что-либо противное закону, за что можно было бы обвинить Его.

По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? — таков вопрос фарисеев. Мужу принадлежит в брачном союзе первенство по закону природы. Но в те времена, когда люди грубостью нравов и жестокостью сердца извратили в себе самую природу, это первенство превратилось в суровое господство, в безусловный произвол. У ветхозаветных иудеев это выражалось, между прочим, в том, что муж отсылал от себя свою жену, когда хотел и по какой хотел причине.

Ответ Господа направляется сначала к тому, чтобы возвысить достоинство жены указанием на ее единство с мужем по происхождению, а затем возвысить достоинство брака, представляющего не случайное, но Божественное учреждение. Единый Творец человеков, Который создал мужа, создал и жену, то есть сотворил людей мужским полом и женским. Человечество вышло из рук Творца в составе того и другого пола, как своих необходимых и нераздельных частей, и посему не может быть разделяемо на «нужных, полезных, великих и славных» мужей и на «ненужных, приниженных, угнетенных и презренных» жен. Адам, увидев Еву, по внушению Божию узнал в ней плоть от плоти своей и кость от кости своей и назвал ее женою и также по внушению Божию изрек закон о браке на все времена и для всех своих потомков (Быт. 2, 23—24). Сего ради (то есть ради единого и нераздельного происхождения) оставит человек (то есть муж) отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут оба в плоть едину (то есть как один человек). Смысл этой ссылки Иисуса Христа на слова Адама в том, что Адам, по удостоверению Христа, не только пророчествовал в данном случае, но и полагал нравственный закон, говорил не только о том, что будет, но и что должно быть, изображал не только влечение мужа к жене, но и долг его в отношении к ней.

Итак, Бог в самом начале установил брачный союз и устами праотца Адама изрек Свою волю о соединении мужа и жены в одного человека. Но если Бог сочетал, то нет Его воли на расторжение того, что Он сочетал. Если, вопреки этому, человек будет отвергать брак, как установление излишнее или даже безнравственное или будет смотреть на брачный союз как на временный, случайный и при первом неудовольствии на жену будет расторгать его,— то он будет идти против Божественного узаконения...

По жестокосердию древних евреев Моисей установил правила о разводе. По жестокосердию нашему и в наше время церковный суд применяет этот закон как печальную необходимость. В нас слишком много эгоизма, жестокосердия, которые мы прикрываем часто лишь красивыми словами о чести и прочем. Тогда, когда другая наша половина, быть может, ищет в нас нравственной поддержки, хочет исцелить рану душевную, образовавшуюся через впадение в случайный грех,— мы объявляем ей войну и ведем на судилище. Где же здесь любовь, о которой мы клялись пред алтарем, любовь не злобы, не мести, а прощения? Бывают, конечно, всякие случаи при разводе. Но в большинстве случаев нужно винить эгоизм человека, а не что другое. Человек, например, ищет развода по причине болезни жены. Он, конечно, получит развод,— но кто же позаботится о бедной больной, которая, быть может, и здоровье-то погубила в замужней жизни?

Как часто мы бываем жестоки и как, в общем, далеки от истинного смысла Христова учения!..

 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU