Евангельские беседы

(Мф. 16, 20-24)
20. Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
После исповедания апостолом Петром Иисуса Христа как Сына Божия Спаситель запретил Своим ученикам говорить о Нем, что Он Иисус Христос, обетованный Мессия. Причина запрещения могла быть, с одной стороны, та, чтобы не возжигать преждевременно в народе страстей, при его ложных понятиях о Мессии; с другой — та, чтобы в нерасположенных ко Господу фарисеях и начальниках не воспламенять преждевременно чрезмерного гнева, могущего подвергнуть опасности жизнь Его, ибо час Его еще не пришел; наконец, та, что Его не поняли бы еще теперь, так как имели еще ложное понятие о Нем, признавая Его не за Самого Мессию, а за предтечу Его.

С того времени начал Иисус открывать ученикам Своим о Своих предстоящих страданиях в Иерусалиме, смерти и тридневном воскресении. Доселе Господь лишь намекал, прикровенно указывал на предстоящие Ему страдания и смерть, теперь уже стал ясно и открыто говорить об этом ученикам Своим. Прежде это могло быть для них совершенно непонятно, при чувственных представлениях иудеев о Мессии, которых по временам нечужды были и апостолы; теперь же, когда исповедание Петра показало Господу, что ученики твердо и искренно признали Его за Мессию, пора уже было яснее приготовлять их к мысли о земной судьбе Мессии, и эта мысль более могла быть понятна для них при их твердой вере в Иисуса.

Должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников... — ведь виновниками страданий и смерти Иисуса были члены синедриона — верховного судилища, состоявшие первосвященниками и учителями народа.

...И быть убиту, и в третий день воскреснуть. Судя по тому, что ученики долго не верили воскресению Господа, когда оно уже совершилось и когда были получены о том достоверные известия, надо полагать, что, хотя Господь со времени исповедания Петрова стал говорить яснее о Своих страданиях и смерти, но все еще это носило характер прикровенности,— в особенности же пророчество о воскресении,— так что ученики Господа не вполне понимали речь Его о воскресении Его Самого.

Во время этой беседы апостол Петр, глубоко преданный своему Учителю и Господу, пламенный и решительный, только что исповедавший Его Мессиею, услышав о близости страданий и смерти Его, отзывает в сторону и начинает прекословить Его словам, выражая желание и надежду, что Бог не допустит случиться с Ним тому, о чем Он говорит. Вот как непостоянен человек! Только что исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, а теперь уже не верит Его предсказаниям! Конечно, это неверие выражало только особенно горячую любовь апостола Петра к своему Учителю. Он не мог допустить мысли, чтобы Он, сделавший так много добра и проповедовавший такое возвышенное учение, мог быть осужден на страдания и смерть. Иисус Христос, обратясь к Петру, в сильном негодовании сказал: Отойди от Меня, сатана!

Настоящий источник мыслей Петровых был именно сатана — диавол, потому что именно этот князь бесовский не желал страданий Христовых, ибо этими страданиями разрушена его власть над миром. Еще при самом начале Своего общественного служения, тотчас после крещения, Иисус Христос подвергся диавольскому искушению, но постыдно бежал тогда сатана, сраженный силою слов Христовых. Какая дерзость духа злобы! Не успев сам непосредственно противоборствовать Иисусу Христу, он избирает своим орудием одного из ближайших Господу учеников и его устами старается навеять свои мысли.

Если же и на Самого Господа пыталась напасть сила диавольская, то что же говорить про нас, грешных людей? И как мы должны быть осмотрительны в своих делах, мыслях и поступках!

Памятуйте, христиане, всегда и везде, что все наши греховные побуждения и наклонности имеют источником своим сатану — духа злобы и лукавства, который, склоняя нас ко греху, действует нами как орудиями для выражения своего постоянного противоборения Господу Иисусу. Близки вы будете к искушению, греховные влечения обложат вашу душу,— вспомните в это время искушение Господа в пустыне, скажите в сердце своем: Отойди от меня, сатана! Обратитесь затем к Господу Богу с молитвой об укреплении, и вы выйдете победителями из расставленных духом злобы греховных сетей!

 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU