Евангельские беседы

Сегодня чтений нет.
Строгие посты не сокращают жизни человека. Святые подвижники, налагавшие на себя великие и продолжительные посты, питались пищей весьма скудной, а иногда во время их поста одного хлеба и воды, или одного какого-либо зелья было достаточно, чтобы подкрепить их в самых трудных подвигах. Несмотря на это, они большею частью достигали самой глубокой старости; так, например, Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский — 113 лет, Сергий Радонежский — 78 лет, Кирилл Белозерский — 90 лет, Макарий Желтоводский — 95 лет. Значит, строгие посты не сокращают жизни человеческой, и потому несоблюдение поста под предлогом сохранения здоровья есть большею частью отговорка, прикрывающая плотоугодие.

«Невозможно, чтобы огонь горел в воде, невозможно и покаяние без поста»,— говорит святой Златоуст. «Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну»,— наставляет авва Леонтий. А вот что говорит о воздержании удивительный наш постник праведный отец Иоанн Кронштадтский: «Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе — а все в конце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною,— обессмертили душу и плоть свою; наши тела, многопитаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут как при жизни, так и по смерти. Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность».

«На пост,— пишет святитель Феофан Затворник, - восстает одна плоть, и неблаговолящие к посту плотские суть, хоть им и не хочется ставить себя в этот разряд и они несколько благовиднее объясняют свое отчуждение от поста: не хочется оставить жизнь, привольную для плоти, вот и поднимают жалобы на пост. Духовная же сторона наша любит пост, жаждет поста, ей привольно в нем. Надо бы сказать: возбуди и развей в себе духовную сторону, и будешь с постом в ладу, как с другом своим; но для раскрытия сей-то стороны и узаконен Господом пост. Вот и необходимо наперед самопринуждение, необходим наперед труд несладкий, чтоб потом вкусить плодов сладких. Пусть рассуждение плотское чуждается поста; ты под иго веры покорись и апостольскому учению внемли: Мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир. Зане мудрование плотское вражда на Бога есть: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Почему последующие мудрованию сему Богу угодити не могут (Рим. 8, 6-8).

Вот с чем граничит отчуждение от поста из угождения плоти и подчинения себя плотскому мудрованию: с потерею возможности Богу угодить и даже с враждою на Бога! Почему, у кого есть хоть малая искра страха Божия, тот не станет чуждаться поста и сам, при свете сего страха, отразит все лживые предлоги к нарушению его».

 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU