Евангельские беседы

(Мф. 7, 24 - 8, 4)
24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29. Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

1. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
...Кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне... и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке... и было падение его великое.

Нагорную проповедь Иисус Христос закончил величественным сравнением, смысл которого кратко можно выразить так: веруй в Бога, люби Его и эту любовь доказывай добрыми делами! Войдут в Царство Небесное только те, кто, веруя в Бога и любя Его, любят в то же время всех людей, даже врагов своих, и творят им благо (Мк. 12, 30—31). Человека, который слушает учение Христа и ведет жизнь, сообразную с этим учением, Он сравнивает с построившим свой дом на камне (фундаменте); а кто только слушает, но не исполняет, подобен строящему свой дом на песке.

Бури искушений и бедствий внезапно и постоянно грозят спокойствию нашего духа. Можем ли мы считать себя в безопасности, зная и наблюдая случаи, когда в один миг разразившаяся гроза жизненных несчастий сокрушает здоровье, счастье, богатство, как это, например, произошло в жизни многострадального и праведного Иова?! Кто же может быть счастлив при подобном положении земных дел? Тот, кто верует и живет по слову и закону Христа, кто со Христом и во Христе. Такой человек при несчастии, верует, что Господь не допустит, чтобы нас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Плохо неверующему и не живущему по закону Христову.

Братия! Совершенных Неверов среди нас, к счастью, немного. Гораздо более среди нас людей, именующих себя христианами, посещающих даже богослужение, но тем и ограничивающих свою христианскую веру. Такие люди про себя говорят, что они христиане. Хорошо: но вглядитесь в глубину вашего сердца; что там происходит? Христиане ли вы в сердце, на деле, как и на словах? Кто поучается в храме урокам добродетели и не исполняет их, тот подобен человеку, который пашет, но забывает сеять. Если мы не упражняем сил своих в добрых делах, то непременно уже обращаемся в чем-нибудь худом и порочном, подобно как, плывя по реке, мы или подвигаемся вверх, или увлекаемся вниз по течению ее.

Некоторые из христиан утешаются тем, что они правой (Православной) веры, гордятся тем пред неверными. Конечно, православно веровать — великое дело, но для спасения необходима и добродетель. «Как тело красивое и румяное, изображенное на картине,— говорит святитель Иоанн Златоуст,— не имеет души, так и вера, хотя бы она и была правая, без дел мертва есть. Представьте какого-либо наглого сребролюбца-предателя, но верующего право: какая ему польза, если он ничего не имеет приличного христианину? »

Наконец, говорят еще, что нельзя слабому человеку не падать нравственно. «Нельзя не падать,— говорит святитель Феофан Затворник,— но можно и должно, упавши, восставать. Бегущий спешно, если и споткнется на что, спешно встает и опять устремляется по пути к цели: подражай ему...»

Ты говоришь: «Я содержу слово Божие в чистоте и слушаю его». Все это хорошо; но вглядись в глубину твоего сердца: превратилось ли слово Божие в жизнь так, как пища — в тело и кровь? Иначе ты бесполезно их слушаешь, как показывает Господь в притче о закваске, от которой все вскисает (Мф. 13, 33; Лк. 13, 21). Сделался ли ты после слышания слова Божия благочестивее? Ты ревнуешь о чистом учении? Хорошо; но сделалось ли сердце твое чистым от чистого учения? Разве не справедливо, что некоторые при всем усердии к чистоте учения — самые нечистые люди, полные гордости, вражды и лихоимства? Не слушатели закона... а исполнители закона — сии спасутся (Рим. 2, 13). Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28; Иак. 1, 22-27).

Иисус Христос окончил Нагорную проповедь, произведшую на слушателей необычайное впечатление. Никогда и никто так не говорил — ни из языческих учителей и философов (подделывавшихся под вкусы слушателей), ни из книжников и фарисеев (толковавших волю Божию так, что никто не понимал ее). Христос говорил просто, ясно, вдохновенно, как власть имеющий, как Владыка и Господь.

 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU